Saturday, 3 May 2014

России не светит. Часть четвертая. Здравствуй, СССР...

Я довольно долго ничего не писал в этот цикл стаеек. Не до того было. На Украине началось такое... да и своими делами тоже надо заниматься, не все ж статейками баловаться. А тут — первомай. Для городского жителя это поездка "на шашлыки" или физкультурные упражнения по наклонам в огороде. Но я пикники не люблю. Наверное, потому что уже имею вполне профессиональный опыт питания на свежем воздухе, в том числе и непрожаренным мясом тоже. К дачам и огородам тоже имею стойкую неприязнь, причем с детства. Поэтому я на досуге развлеку себя и вас заодно своим очередным размышлением о России...
Важнейшим из искусств для нас является кино...
/В.И.Ленин/
...вино и домино!
/он же, чуть подумав/
Собственно, все началось не вчера. И даже не позавчера. И даже не год назад. Все началось куда раньше. Просто сейчас мы наблюдаем результат начавшегося тогда. Понимать это нужно по одной причине: изменения происходят плавно, не одномоментно и граждане, не берущие на себя труд обращать внимание на что-то, лежащее дальше их носа, рискуют повторить опыт лягушки, сидевшей в медленно нагреваемой водичке и в результате сварившейся в ней.
Не буду утомлять долгими историческим экскурсами. Поэтому перейду сразу к тому, что "здесь и сейчас".
Сейчас все граждане РФ постепенно осознают, что де-факто они плавненько становятся гражданами СССР. Со всеми политическим амбициями, авантюрами, культурными особенностями и экономическим управлением, которыми так всем запомнилось то государство.
Начну "на злобу дня".
Сейчас РФ "оттяпала" кусок соседнего государства. Зачем? Фиг его знает. Экономически этот самый кусок никакого интереса не представляет. Политически — было бы куда выгоднее продолжать дальше держать там свои военные базы по договору, нарушающему конституцию того самого государства. Тут и жадность работала бы, и политический шантаж (если базы убираем, потому что это незаконно — значит власти сами закон нарушили...), и на такой пошлости как "национально самосознание национального большинства" в случае чего поиграть можно... А так аннексия экономически убогого куска территории с раздолбанной инфраструктурой (там, где она как-то еще когда-то была), да еще с постановкой у власти уголовников — не умнее, чем "братская помощь" тому же Афганистану или Египту. Зато этот кусок "наш". Будто те, кто это говорит (или пишет) стали его совладельцами. А хоть бы и стали. Гордится грабежом — удел уголовника, а не нормального человека.
Продолжение "оттяпывания территорий" по уже обкатанному сценарию — продолжение увязания в глупости. Ну да, первый опыт "сошел с рук". Значит, нужно "развивать успех"? А к чему такой "успех" приведет? Территории, в которые с таким азартом "вцепились" — дотационные. Без экономического потенциала в принципе. Добыча полезных ископаемых, которая там еще недавно велась, была убыточна и поддерживалась властями, только для того, чтобы сохранить у населения какие-никакие доходы. Все, кто не хотел "сосать государственную соску" из этих регионов уже давным-давно уехали, и остались там одни (или почти одни) иждивенцы. Развивать там нечего, а строить "с нуля" на свежеприхваченных территориях — глупость. И частный капитал сделать такую глупость если и можно уговорить, то исключительно "под дулом пистолета". Впрочем, о капитале я скажу чуть позже...
Если задуматься, то можно предположить, что дотационные регионы, в довесок к уже имеющимся, могут быть нужны только для того, чтобы уворовать больше из общего числа этих самых дотаций. Если у кого-то есть другие идеи, то хотелось бы ознакомится.
Но так или иначе, территория РФ увеличилась. Как минимум — на тот злополучный полуостров. Правда, она же и уменьшилась. В районе амурской границы с Китаем. Китай РФ не завоевывал (по крайней мере — официально точно), значит это было сделано в обмен на какие-то "пряники". Какие именно? Об этом глухая тишина. Но можно предположить, что в обмен на обещание КНР о каком-нибудь сотрудничестве. Китайцы вообще любят что-нибудь пообещать в обмен на какие-то реальные блага. Говоря языком, приближенным к ихнему пониманию — меняют пустое (обещание — дым, его в случае, если будет выгодно, можно и не выполнить) на твердое (территории, торговые преференции, военную поддержку здесь и сейчас...).
Так у РФ во внешнеполитической сфере можно обозначить если не друга, то союзника — КНР.
А еще непонятно в обмен на что Кубе был списан гигантский долг, копившийся еще со времен СССР. Казалось бы, если РФ объявила себя приемником СССР и по его долгам рассчитывалась, то не грех и с других должок в свою пользу спросить. Ан нет. Прощает и списывает. В обмен на что? Некую "дружбу народов" или что-то другое? Это неизвестно.
Видимо РФ очень нужны "друзья" за ее рубежом. Не потому ли совсем недавно Сербии был выдан несвязанный кредит на изрядную сумму и под копеечный процент? Для развития сербской экономики? Можно подумать, что развитие сербской экономки РФ важнее, чем развитие собственной. На деньги той дешевизны, которые были ссужены "братьям славянам", из российских предпринимателей выстроилась бы очередь от мала до велика. Можно было бы конкурс устраивать, в проектах под финансирование копаться, как куры в сору. И ныне сильно нагруженная, стагнирующая экономка РФ могла бы неплохо вырасти. Правда, вместе с предпринимателями. Но об этом все же позже...
Почему у РФ такой интерес к Сербии? Предположительно, потому что это государство — единственный осколок СЭВ, который еще не послал "большого брата" в пешее эротическое путешествие. Почему не послал? Сербы и Сербия вместе с причиной такого "непосылания" тема отдельной большой статьи, если не целой книжки.
И так, если посмотреть на тех, с кем РФ пытается "дружить", прощая долги, даря территории и преференции, выдавая деньги под смешные условия, то получится, что РФ всячески пытается изобразить из себя СССР. По крайней мере, действует точно также.
А как же то самое государство, у которого уже откусили заметный кусок территории и собираются откусить еще?
А в том государстве произошел государственный переворот. Марионеточного президента выперли с президентского кресла. При этом еще и пытаются не пустить в это кресло тех, кто сможет стать таким же марионеточным президентом. Влияние (считайте — территория) теряется. Получается, что то, что считали чуть ли не своим (то ли "еще одной республикой", то ли колонией) решило всерьез стать независимым. Кусок, вырванный изо рта, — самый вкусный.
Дальше никакой логики. Только эмоции. Считали что-то своим (по-сути, не юридически), могли туда ходить как к себе на кухню. А теперь жители этой самой "кухни" сказали "фигушки, мы будем жить сами, как хотим, а вас будем ждать, когда пригласим". Вот вам и эффект куска, вырванного изо рта.
Вернуть! Это наше! Мое! Отдай взад! Ну и все в таком же духе, типа "нашидедывоевали" и "незабудемнепростим".
Жадный огрызок империи, все еще мнящий себя ею.
Не потому ли на первое мая, первый раз со времен официально объявленной кончины совка, устроили демонстрацию?
Кто был на той демонстрации? Я лично не знаю ни одного участника. Но если верить официальным источникам, то были там члены разнообразных профсоюзов, под предводительством (господином называть — не заслужил, а товарищем называть не буду — он мне не товарищ) Шмакова, большей частью там шли студенты. Пруф на "савраску" : http://www.rg.ru/2014/05/01/maiy-site.html . А вот тут http://uainfo.org/yandex/316634-v-moskve-na-pervomayskoy-demonstracii-proslavlyali-stalina-beriyu-kim-chen-yna-i-putina-foto.html можно посмотреть какие плакаты и транспаранты эти студенты несли. На фоне "прощения" РФ всяческих зарубежных долгов и раздачи дешевых кредитов, один из официальных лозунгов демонстрации «В России заработал — в Россию вложи!» выглядит особенно забавным. Какие-то СМИ РФ ссылаются на то, что по Красной площади демонстрацию пустили "...с учетом подъема в стране патриотических настроений".
Похоже, что в РФ патриотизм все более и более приобретает красный оттенок.
Ну сами посмотрите. Утверждение "Сталин — молодец и освободитель от фашизма" — патриотично, а утверждение "РОА тоже воевали за Россию, хоть и против СССР" — мало что не патриотично, за подобное угрожают скоро сажать.
То есть (по официальной и всячески навязываемой точке зрения) современный патриот РФ — фанат СССР во всех его проявлениях (включая самые гадкие, типа ГУЛАГа, Тоцка и заградотрядов). СССР и социализм (по-советски) — вещи неотделимые. Потому возвращаются нормы ГТО, ВВЦ снова становится ВДНХ и уже второй раз вручаются награды "героям труда".
Возвращается атрибутика СССР. И, похоже, возвращается экономика СССР.
Вот теперь можно и о предпринимателях сказать. И о внутренней экономике в целом тоже.
С момента введения УСН прошло чуть больше десяти лет. Отличное было начинание. 6% с оборота или 15% с прибыли, бухучет вести не нужно, всей отчетности — декларация раз в квартал, необременительные взносы в фонды. Со взносами все по-честному — сколько накопил, столько и твое, ну а себе самому "на старость" откладывать никто никогда не запрещал...
Потом взносы стали постепенно повышаться. Не резко. Так, на уровне терпимого и без потрясений. Всем экономически грамотным понятно было, что выплаты эти все равно они не увидят никогда, но платили по принципу "да отвяжись". Ну раз повысили, два повысили... Все платят. Потому что даже в глухой деревне, где ИП регистрируют только для того, чтобы раз или два в квартал легально заработать пару лишних рублей, это было не обременительно. Да и еще одно послабление — декларацию стало нужно сдавать всего-то раз в год... "Ага! — обрадовались власти, — значит, можно еще поднять!" И подняли так, что ИП при редком заработке стало выгоднее платить 13% НДФЛ. Значит, оставаться ИП смысл исчез. А если официально провести деньги нельзя (при работе предприятия с физическим лицом нагрузка по налогам становится совсем другой), то и фиг с ней, с официальной проводкой. Без договора и рассчет черным налом. Если отдадут, разумеется.
А становится маленьким, но юридическим лицом к тому моменту стало хлопотно. Потому как обязали те самые лица, даже "сидевших" на УСН, вести полноценную бухгалтерию и отчитываться по ней. Значит, нужен бухгалтер в штате или на аутсортсе. Лишние хлопоты, лишние издержки, лишние... возможности для нарушений. Чем больше отчетов, тем больше шансов в них "напороть". Других объяснений нет, поскольку для целей налогообложения это все (особенно при "оборотных" 6%) это все не нужно... Но и этого мало. С этого года предприятие на УСН обязано уплачивать налог на недвижимое имущество (чего раньше не было). А это здорово ударит по карману арендодателей и производственников. Заодно по карману и тех, кто пользуется их услугами и продукцией. Оборот может и увеличится, а доходность точно упадет.
Зачем и почему так?
Поскольку у меня своего "Штирлица" во власти нет, то я могу только предполагать, исходя из наблюдаемых фактов.
Тенденция очевидно — с мелким бизнесом борются. Начиная с микро (МП без работников и сколько-то больших контрактов), постепенно переходя на малый и, возможно, средний. Иначе принудительное понижение доходности объяснить сложно. Заявления про заботу о пенсионерах оставим бабушкам на лавочках у подъезда — достаточно посмотреть на то, как живет тот же ПФР. Он, кстати говоря, за эти самые взносы, принудительно уплачиваемые гражданами, ничего этим гражданам не обязан. Микробизнес тяжело контролировать. Проверять массу отчетности, выискивать копеечные недоплаты, а то еще кто-то имеет наглость заикаться по переплаты, что уж совсем безобразие! Нагрузка на чиновника какая? То-то. Но официально сократить нельзя — слишком резко. Резкость совсем не в стиле внутренней политики нынешней РФ. Прикручивать гайки стараются как можно плавнее. Значит, нужно сделать так, чтобы микробизнеса стало настолько мало, что можно показать пальцем и сказать "у нас таких исчезающе мало, держать их в отдельной категории — нет смысла"...
Вытравляются "мелкие хозяйчики" (было в советское время такое выражение), изолируется экономика (национальная платежная система должна заменить Визу и Мастеркард), постепенно начинается политическая изоляция (кроме "друзей", которым, помнится, во времена СССР тоже не всегда доверяли). И вот — здравствуй СССР!
Медленно заворачиваются гаечки, плавно меняется политический курс, неспешно крутятся государственные шестеренки, все больше разогревая водичку, в которой сидят граждане — лягушки. Говорят, при варке краснеют не только раки...

No comments:

Post a Comment